a

Работа студентки Екатерины Фисун

  /    /  Работа студентки Екатерины Фисун
  • Практика по предмету: «Журналистика в печатных и интернет-изданиях»
  • Место практики:  Театр юного зрителя (ТЮЗ)
  • Вид работы: интервью

 

Артист Харьковского театра для детей и юношества Юрий Суржко: «Мне хочется глубокой философии»

 

В Харьковском театре для детей и юношества идет детский спектакль «Кот против людоеда» по одноименной сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Сюжет сказки остается неизменным: проворный котик спасает принцессу от зубов заморского Людоеда, который ведется на провокацию кота и превращается в мышь. Вот только Кот уже не тот – не в сапогах, а в кедах, таким элементом обновили классическую постановку. О классике и новациях,о специфике игры актера в спектаклях для детей, о философии в современном театре  мы говорили с Юрием Суржко, исполнителем роли Звездного людоеда.

 

–  Вы – Звездный людоед сегодня. А что сложнее играть – отрицательную или положительную роль?

– Обычно говорят, что легче играть отрицательную роль, но я как-то в эту закономерность не верю. Мне кажется, самое важное – ты в предлагаемых обстоятельствах. Вот как бы ты себя вел как человек, и все. Я, например, не считаю, что Людоед – отрицательный, максимально положительный. У него свои интересы, он пытается продлить жизнь. Главное – какой ты. Ты, если шутишь в этих обстоятельствах – шути. Обычно всегда говорят: «Отрицательная легче, положительная – тяжелее». Нет. Вот ты – в этих обстоятельствах. И вперед!

– Для кого все-таки сложнее играть лично вам – для детской публики или взрослой?

– Конечно, зрители взрослые более воспитанные, они терпеливо будут смотреть. Удобнее с ними. Ну а с детьми – это более честно. Если что-то у тебя идет не то, они сразу шумят, тарахтят, сразу крутятся. Честно говоря, честнее, лучше – для детей. И актер понимает, что он что-то где-то просаживает, и чувствует сразу реакцию зала. Большое счастье, когда серьезный спектакль отыграешь, когда получилось, и когда ты понял, что все дошло до конца, до логического завершения, тебя услышали. Здорово! Этот день я прожил не зря!

– Дети из близкого окружения приходят на ваши спектакли? Знакомых, свои?

– Вот меня как раз ждут знакомые. Они впервые на этот спектакль пришли. Я хочу послушать их мнение. Если позову, очень часто ходят ко мне и взрослые мои ровесники, и мои дети. 

– Вам важно мнение, которое складывается у них после спектакля?

– Да, оно честное будет. Потому, если было плохо, скажут, что плохо. Никто не будет льстить.

– И вы пересмотрите свою игру?

– Да, мнение близких и знакомых для меня самое важное, они говорят честно, и действительно к ним прислушиваешься. Ни в коем случае нельзя слушать коллег. Однозначно. Ни похвалы, ни ругательства. Просто абстрагироваться, покивать, сказать спасибо, но не прислушиваться.

Вы больше приверженец классики, или все-таки считаете необходимым обновления театра, внедрение чего-то современного?

– Я дядька уже старый, честно говоря. Мне классика больше. Там все честнее, там более уже все веками отточено, апробировано временем, все знаково давно уже.

– Есть роль, которую бы хотели еще сыграть? В которой еще не были на сцене?

– Я с удовольствием вернул бы кое-какие роли, которые играл, которых сейчас нет. Ланселота того же. Чацкого бы вернул, «Горе от ума». Вернул бы Лоренцо. Просто мне нравились эти спектакли. Они были очень глубокие.

– То есть вам не хватает драматических ролей?  Не хватает классики?

– Да…Мне хочется глубокой философии.

– А придет ли зритель на такие спектакли?

– В последнее время думают, что зритель глупый, что это ему не нужно. Нет. Ему если показывать, он прекрасно все понимает. И если будут показывать умные спектакли – философские, психологические, он будет с удовольствием их смотреть. Он хороший зритель, просто ему надо подавать этот материал, и он будет с удовольствием смотреть то, что ему покажут. Вот сейчас, в последнее время, к сожалению, ему показывают что попроще, развлекательное.

– А каких сейчас тем не хватает современной сцене?

– Каких-то высокоморальных принципов. Потому что от этих всех любовных треугольников уже, по-моему, все устали, ведь мурыжится эта тема вдоль и поперек. А вот именно элементарные какие-то истины, библейские – они вечные. Есть хорошие спектакли, которые подтверждают эти же самые истины, только в другом каком-то контексте, используя разные какие-то способы. К истокам надо возвращаться. Если будет побольше умного, светлого и вечного, вообще отлично.

 

 

Екатерина Фисун
июнь, 2019г.